Желания и возможности


 

старое окно фотоЧеловек не способен сделать совершенно ничего сознательного без желания. Под словом «желание» имеется ввиду как прямое желание «вижу-хочу» так и боле сложные, но по сути тождественные «вижу-хочу» схемы: мотивация (желание значительно или незначительно отсроченное во времени, опосредованное периодом усилий) и страх не достичь желаемого; имидж (образ себя), как желание быть таким-то и таким-то (например, хорошим), и проистекающий из него страх не быть хорошим; интерес — это тоже такое желание, желание переживать, постигать что-то новое ради самого ощущения новизны; страх потерять достигнутое и удерживаемое благо, имидж или состояние. Желать что-то, значит пребывать в состоянии неудовлетворенности и стремиться к состоянию, где предполагается удовлетворение.

Жизнь человека — это такая капсула мотива, мотива достичь какого-то состояния посредством приобретения то ли вещей, то ли знаний, то ли умений.

Вместе с формированием желания (мотивации) реорганизуется вся психика человека: он начинает обращать внимание, на все, что связано с объектом желания, начинает думать об этом объекте, строить модели для достижения цели, соотносить себя с тем человеком, который мог бы добиться этой цели и корректировать свой имидж, прикладывать усилия к точкам соприкосновения с объектом желания, испытывать эмоции радости и грусти в соответствии с результатами этих усилий. В конце концов, если все получилось, то человек получает желаемое. От начала (возникновение желания) и до конца (возникновение желаемого) вся психика человека, то есть он сам, представляет собой это желание. И все. Так от желания к желанию. Некоторые желания способны подчинить себе целую человеческую жизнь, десятилетия, например, наркомания. Когда одно желание сменяется другим человек говорит или думает: «я так изменился, стал совсем другим человеком.»

Внимание полностью подчинено системе мотивации, и чем конкретнее мотив, чем определеннее результат усилий, тем более простые, прямые и однозначные движения совершает внимание. Там, где система мотивации сложная и длинная (а такой системой является любая личностная стратегия и тактика), начало и конец мотивации, равно как и обстоятельства ее возникновения, не держаться во внимании. В целях экономии ресурсов и для удобства совершения конкретных промежуточных операций основания деятельности «обрезаются», но довлеют над вниманием из бессознательного в форме долга и необходимости. Эти «должен» и «надо» нейтрализуют любые сомнения, которые могли бы помешать протеканию целенаправленной деятельности, как бы прочно «подпирают» каждое новое действие, являются полем концентрации внимания и суеты. Суета возникает из-за сложности мотивационной системы, ее многомерной разветвленности и вариативности, и из-за обилия эмоциональных реакций, сопровождающих действия и выполняющих. Эти эмоциональные реакции выполняют функцию навигатора (не всегда исправного) относительно поставленной конечной цели. «Надо» охраняет психику от еще большей суеты, возможной при проникновении во внимание втесненных в бессознательную сферу фактов. Бессознательное – вместилище противоречий, эти противоречия неизбежно ставили бы под сомнение конкретные  целенаправленные действия в момент их осуществления. Сомнения затрудняют деятельность, снижают уровень мотивации, проще говоря, расходуют психические ресурсы. «Надо» — это «знак важности», т. е. чем важнее конечная цель, тем с большей самоотдачей выполняется каждая операция во имя достижения цели и тем большим эмоциональным напряжением сопровождается. «Надо» отсекает побочную психическую продукцию для повышения КПД.

Человек воспринимает информацию и помимо той, на которую обращает внимание — этот факт доказан экспериментами с гипнозом, где испытуемый под гипнозом воспроизводил те детали и подробности ситуации, которые не помнил в обычном состоянии. Можно ли сделать так, чтобы в поле внимания попадала не только «полезная» с точки зрения целеполагания информация, но и то восприятие, которое не представляет практической ценности? Очевидно, что для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала захотеть обратить внимание на восприятие, т. е. должен возникнуть интерес к тому, что происходит за границами мотивационной капсулы. Такое желание возникает, если присутствует довольно сильное ощущение несостоятельности, тотальной условности самого принципа мотивации достижений, говоря по-другому, личностного контекста. Или если человек, желая понять себя, вдруг охватит вниманием всю мотивационную капсулу целиком, для него станет естественным воспринимать то, что не входит в ее границы. Если нет переживания условности контекста и желание обратить внимание на восприятие сформировано в рамках той же мотивационной системы, по тем же правилам и с той же суетой, то внимание останется в том же «агрегатном состоянии» и будет намертво вмерзшим в неосознаваемое (не освещенное вниманием) желание. Мотивационная система должна обанкротиться для того, чтобы отпустить ресурс внимания. Свободное внимание проникает в новые уровни жизни, как талая вода просачивается в почву. Но это не значит, что с банкротством мотивационной системы человек перестает желать, просто теперь его желания предстают перед ним в виде замкнутых капсул, каковыми они, по сути, и являются. Такое видение устраняет суету и долженствование. Правда, в то время, когда идет работа над реализацией желания, человек по привычке может «забираться» в капсулу и терять тот ресурс, который высвободил, растрачивать его на суету и нахрап, но, по какой-то причине, это становится похожим на физическую боль и не может долго продолжаться.

Ресурс внимания весь поглощается желанием не по причине принципиальной ограниченности этого ресурса.  Деятельность в рамках мотивации диктует свои шаблоны, которые требуют чтобы все внимание было задействовано в этой деятельности. А внимание, подчиненное этим шаблонам, не может присутствовать на уровне восприятия, потому что автоматизмы личности требуют совсем другого, более грубого качества внимания. Но систематическая дисциплина по добавлению к шаблонизированной деятельности свободного от нее внимания позволит не терять полноты переживаемого. Кроме того, это внимание будет освещать и саму автоматическую деятельность как бы извне, позволяя тем самым ее оптимизировать. По всей видимости, у привычек есть определенная сила, поэтому, когда автоматизмы нагромождаются один на другой в конкретном промежутке времени это может затруднять работу воспринимающего внимания и по началу нужно время от времени прекращать деятельность на несколько минут для того, чтобы реорганизовать свое внимание с учетом восприятия.

Другим способом не терять внимания свободного от контекста будет постоянная попытка не упускать из внимания сам красивые двери фотоконтекст, который побуждает к действиям. Т. о. человек не сможет окончательно быть порабощенным своей системой ценностей, потому что видит ее снаружи, а значит понимает ее условность и относительность. Чтобы видеть движения своей психики относительно системы ценностей можно задавать себе вопросы типа: «что я делаю?», «зачем это мне?», «какой будет у этого результат и как этот результат соотносится с результатом жизни вообще? (смотреть на все свои радости и печали на фоне смерти как неизбежного прекращения всего)». Честные ответы на эти вопросы человек может дать себе только в том случае, если он ясно понимает, что ни один из его мотивов не имеет объективных причин, а все движущие силы заключены в бессознательном усилии, направленном на достижение определенного состояния. Этому состоянию присвоен знак «+» по принципу действия условного или безусловного рефлекса.

Описанные варианты самопознания можно посчитать методами только в том случае, если рассматривать их изнутри мотивации достижения. В другом случае от методов их отличает, во-первых, невозможность определить четкую структуру и алгоритм, во-вторых, интуитивность, естественность применения при попытке понимания. Не смотря на то, что использовано большое количество слов для описания такой реорганизации психики — это происходит как бы единомоментно, одним движением, которое не нужно и невозможно помнить — оно может проистекать только из понимания и никогда из желания достичь чего-то, чего нет в настоящий момент. Поэтому, методов и способов такого исследования нет, но искреннее желание достаточное условие для его осуществления.

(с) Лена Загробская

Фото: Юлия Гаевская

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


К записи оставлено 3 коммент.

«это происходит как бы единомоментно, одним движением, которое не нужно и невозможно помнить — оно может проистекать только из понимания и никогда из желания достичь чего-то, чего нет в настоящий момент. Поэтому, методов и способов такого исследования нет»

Странно читать эти «как-бы» и «невозможно», ведь внимание и его растяжимость -вполне тренируемые вещи.
Но желание сакрализировать и окружить тайной доступный каждому навык вызывает вопросы, на фоне в общем, хорошей статьи.

Тренировка и формирование навыка возможны только в рамках мотивации и целеполагания. Я же пишу не о навыке, а о мировоззрении, об изменении самого ядра себя, о глубинном отказе от себя. Такой отказ не может быть произвольным действием. Он переживается как неизбежность приходящая извне. Тренировка и дисциплина вещи важные и полезные, но непосредственного отношения к самораскрытию не имеют. А при слишком усердном и успешном совершенствовании своих навыков привычное, самоочивидное «я» только крепнет и утверждается, и чем дальше, тем сложнее человеку сойти с накатанных тренировками и накопленными достижениями рельс. Когда я в своих глазах значительный, достойный и уважаемый человек и все вокруг это подтверждают, я так к себе и отношусь и это ограничивает мой взгляд на мир и на себя саму. Пусть я достигла высокого результата в самоотречении и в «непотакании» себе — все желания, которые я подавила, растворила, деконцентрировала питают теперь ту персону и ту инстанцию, которая для чего-то отрекалась, терпела, усердствовала. А во главе этой инстанции желание, пусть даже самое аморфное и экзотическое. Если я тренируюсь, значит я хочу чего-то достичь. Это хорошо и естественно, но такой способ имеет свои ограничения и их нужно признавать, а лучше чувствовать, чтобы избежать тупиковой ситуации, когда желаемое выдало себя за действительное и стало основой дальнейших ложных действий.

Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания,
умножает скорбь.
Вы как ученые расщепляете реальность все больше и больше Да еще в рамках психологических парадигм искуственно созданных на заре становления капитализма.
А надо просто очистить звено между собой и духом.Несомненно внимание и осознание в этом играют главную роль.Ментальные модели там другие.Основанные на практиках взаимодействия с непознанным, а значит не формализованном и не вербализованном знании.



Оставить комментарий или два

RSS

rss

Подпишитесь на RSS для получения обновлений.