«Видеть тишину» Варвара Любимова

- Вы являетесь сертифицированным преподавателем йоги (International Yoga Federation), изучали фитотерапию,  йогатерепию, висцеральную хиропрактику, тайский массаж, увлекаетесь арт-терапией, саунд-терапией, практикуете  фридайвинг — как у Вас на все хватает времени и энтузиазма? Обычно парами ходят  йога и массаж, йога и йога-терапия… йога и фридайвинг,  на остальное времени и не остается, тренировки, семинары, обычная жизнь… Где у Вас энерджайзер расположен, поделитесь секретом))..

- В действительности времени совсем не хватает) Все перечисленные тобой практики на первый взгляд отдельны и непохожи. Но это так, если мыслить структурно. По-западному. Видимо у меня восприятие более близкое к восточному и, мне кажется, что они все об одном, но на разных языках. А потоки информации сейчас действительно ускорились, становится сложнее. Отчасти, я вижу в этом смысл применять на практике полученнные знания.

- Варвара, у Вас есть интересная тема: саунд-терапия, я так понимаю, это довольно обширная отрасль — проработка тела с помощью звуков, направления там разные — с помощью тибетских чаш, мантр, просто разнообразных техник звучания… можете поделиться, как работаете Вы?.. это очень тонкая и сложная вещь и насколько это реально работает?..

- Саунд-терапию я использую на занятиях как инструмент работы с блоками дыхания через звук.

Практики голосоведения очень древние и, как вы помните, в писаниях говорится:  «вначале было Слово» или вначале был ОМ. И так далее. В этом истоки молитв, пения мантр и поэтому нам важно, что нам говорят. Как нам говорят интонация и тембр это то, что мы чувствуем на самом деле, когда общаемся с миром. Саунд-терапия голосом или музыкальными инструментами даёт возможность человеку почувствовать опору внутри себя, внимательно изучить себя и открыть такое важное качество как доверие. Доверие к себе, к миру, к ситуациям, которые приходят к нам.

Если вернуться к практике йоги, то практика звука — это точно такая же йога. Ведь не у всех есть возможность и стремление заниматься асанами, делать сложные практики и тому подобное.  И никто не говорит о том, что практика асан вообще необходима для раскрытия и углубления в практике самопознания, как сейчас принято. Это просто стереотип, что йога это асаны.

Саунд-терапия — это культурный ключ. Структуро-резонансный или поэтически-музыкальный, неважно.

Сложная игра  слов порой помеха,  можно просто сесть потрогать, увидеть тишину.

Мы смеёмся на классах, что практикуем открытие «третьего уха» :)

- Вот Вы прошли обучение висцеральной хиропрактике  у Огулова… иногда от йогов приходится слышать, что работа с животом им ни к чему — и так вполне достаточно, асаны и бандхи автоматически решают все проблемы… Я с этим не согласна, висцеральная хиропрактика работает гораздо глубже, прокомментируйте…

- Даже не знаю, что и ответить.. В йога-тусовке много что говорят, любят поговорить обо всём J

Работу с животом невозможно исключить в практике йоги, вот так я вижу.

- Посмотрев Ваше досье))), можно удивляться бесконечно — предыдущие увлечения — джиткундо, капоэйра… чайная церемония, наконец! Где и когда случился поворотный момент к йоге, настолько серьезный, что позволил стать одним из опытных и известных преподавателей?

- Оля, так сложилось, что в детстве родители привели в секцию, где сами занимались с друзьями. Тогда йога была запрещена, собирались неофициально в спортзале школы. У родителей дома висел плакат инь-ян, и мне было удивительно, что «чёрная капля» не больше оказывается, чем «белая»)

Мне было около 18-19, когда случилось первое самостоятельное знакомство по распечатке из журнала «Наука и жизнь». Ещё дядя был дипломатом, немного практиковал асаны, вообщем слово йога каким-то образом  крутилось  на слуху.

Затем в руки попал плакат Андрея Сидерского. О том как и что делать было в книге «Омнио тренинг», брала читать у друзей. В тот момент жизни все вокруг практиковали йогу по Сидерскому, тантру по Андрею Лапину и пили чай у Бронислава Виногродского.

Однажды мы выступали по городам России с Axe Capoeira Тверь, Архангельск, и последним городом в туре была Анапа. В окресностях Анапы расположен популярный среди «диких детей природы» заповедник Утриш. Там и произошёл этот поворотный момент, наверное, это так можно описать. Практика йоги для меня открылась в единении с природой.

Потом был Аштанга йога центр. Практика йоги дома, в зале, затем поступила на тичерз. Звёздный состав АЙЦ вдохновлял на подвиги: Оля Буланова, Миша Константинов, Денис Заенчековский. Тогда же поехала в Индию, Ришикеш. Снова Россия и так далее. Сейчас продолжаю учиться йоге. Это всегда интересно)

- У Вас были отличные учителя, школы у всех разные и подход тоже… Кто больше всего дал понимания, что такое йога? Самое сильное и целостное впечатление от общения?

Каждый поделился крупицей йоги, все важны. Сейчас Чоки Нима Риноче и Анжела Фармер.

- В йоге 23 у Вас один из самых высоких тренерских статусов… Вы продолжаете  работу в этом направлении? Если можно, озвучьте вашу концепцию работы сейчас… именно направленность, стержень тренировок?

- Оля, в системе йога 23 я не состою почти два года. Сказать, что эта система не повлияла на  стиль практики йоги, будет, конечно же, неправдой. Система помогла мне структурировать понимание хатхи и структуру преподавания асан. В преподавании я использую некоторые методические правки по методу Айенгара.

Для некоторых групп динамические связки более эффективны, это практика вьяям, виньяс, соединения асан в сочетании с уджджайей или римом дыхания. В последние годы я много путешествую и преподаю йогу для совсем  разных людей. Стиль практики групповых занятий я подбираю глядя на группу, климат и вообще атмосферу места. В целом свой подход к преподаванию в группах и на индивидуальных классах я могу назвать Хатха в потоке или на английском Vinyasa Flow. Это статико-динамическая практика разных уровней сложности. На начальном уровне это динамические практики  в спокойном темпе, работа со стопами, ногами. Научиться чувствовать своё тело, как мы стоим на ногах, как мы чувствуем дыхание. Вообще отличать право и лево.

Для продолжающих я  включаю в практику статические позы. Фиксации включают более глубокие мышцы и добавляют в практику асан работу с умом. Ведь иногда просто стоять в асане сложно именно из-за нервных процессов в организме. Возникает эффект замкнутого био-электрического контура. Нервная система активизируется в отсутсвии смены положений тела, происходит накопление энергии. Также для продолжающих это работа с суставами и комбинированными позами сила-выносливость-вытяжения.

Начинают осознаваться подавленные эмоции, и здесь практика уже требует интеграции с текущей жизнью. Осознанность в практике растёт, и в этом практика йоги помогает многим практикующим решать сложные вещи вне коврика, в жизни с близкими и на работе.

Ты говоришь стержень. Да, стержень тренировки — это осознанность. В постсоветском просранстве и возрастающем темпе жизни во всём мире важно находить баланс. У каждого человека этот баланс индивидуален. Наверное, чтобы открыть Радость внутри себя, мы проходим каждый свои пути.

На самом деле это очень сложный вопрос и тут нет готовых решений.

- Скажите, часто звучит «динамическая йога», «йога-это статика»… как в Вашей практике решается принцип гармонизации статики и динамики?

- Определяется тем, какой класс заявлен по сложности и тем, кто пришёл сегодня в класс.  Последнее более важно. Бывает, что приходишь с одним планом занятия, а корректируешь его процентов на пятьдесят. Зависит от тех, кто пришёл сегодня на класс.

- Какие классические тексты по йоге Вы рекомендуете?

- Хатха йога прадипика, Йога сутры, Упанишады. Бхагават Гита и обязательно читать её в разных переводах. Древние тексты переводятся разными школами, и тут надо ловить смысл между строк. Хороший перевод с комментариями Парамахнса Йогананды. Конечно же, такого уровня тексты нужно читать не как литературу, поэтому важно понимать, что более глубокое изучение практики йоги требует наличие духовного учителя.

- Если бы озвучить принципы отстройки практики по пунктам)) как бы это прозвучало у Вас?

Почувствовать дыхание

Почувствовать стопы, как они толкают землю. Колени, ноги целиком. Подобрать копчик, осознать ось позвоночника, расслабление рук. Сделать голову мягкой  и лёгкой изутри.

Делать простые вещи

И если стремиться, то легко

И в чатуранге тоже)

..

Учиться усилию

Учить своё тело раслабляться

..

Не бояться быть

живым)

- Фридайвинг – это больше любовь) или отличное дополнение  для более глубокого погружения в йогу? Самые яркие впечатления от погружения какие были?

:) Да, это Любовь)

Фридайвинг — это дорога внутрь. Дыхание изнутри и движеие без дыхания. Это ещё одна параллельная вселенная. Здесь понадобится такое же точное направление внимания как и на поверхности, на суше. Тело, отстройки, расслабление ума, работа с мыслительным шумом. Но внимание в этой практике, мне кажется, нужно для того, чтобы правильно расслабляться.

Яркие впечатления после нырков держатся долго, но впечатления, насколько они не были бы яркими, уходят. А вот направленность раскрытия изнутри, остаётся. Мне фридайвинг помог понять паттерн рождения и осознать паттерн дыхания как живой поток.

- Есть такое понятие «высокие вибрации»… Что это такое в Вашем понимании?

- Высокие вибрации? Это само понимание. По сути.

- Вот если ответить честно… как Вы считаете, йога, так как она сейчас предложена в общеизвестном и общедоступном европейскослегкаиндийском формате)) может помочь человеку хотя бы посмотреть в ту сторону)), как это озвучивается в йоге? Хотя бы увидеть, если даже не обуздать?

Может. Иногда достаточно лёгкого намёка. И движение уже начинается. В этом смысле усложнённость практики ни при чём.

(с) спрашивали Ирина Берсенёва  и Ольга Кириллова

Фото из архива Варвары Любимовой

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:




Оставить комментарий или два

RSS

rss

Подпишитесь на RSS для получения обновлений.