Интервью с Денисом Зикеевым

Поскольку возможность продолжить диалог существует — воспользуемся.. :) Как можно описать целостное восприятие?

Целостность – это отсутствие раздробленности. Речь идет не столько о восприятии, сколько о целостности жизни вообще. Это целостность проявляется, в том числе, на уровне восприятия, сознания, тела, энергии и т.д. Такая целостность первична, она дана изначально. Однако существуют вещи, которые эту целостность разрушают, блокируя ее проявления в жизни. Строго говоря, эту фундаментальную целостность разрушить невозможно, поэтому «разрушение» в данном случае – это временное и поверхностное сдерживание естественного движения жизни в теле за счет хронического концентрированного удержания опорных структур сознания.

Принцип нашего самоощущения основан на противопоставлении и различении, то есть, сами для себя мы существуем как некое отклонение от целостности. Этот принцип крепко держит нас в привычной форме самих себя. Он форматирует наше мышление и восприятие, направляет наши действия, в общем, можно сказать, что мы во всех своих сознательных проявлениях являемся проводниками раздробленности и конфликта. Поэтому любой сдвиг в сторону целостности равносилен для нас психологической смерти. А это значит, что нечто, находящееся за словом «целостность» не может быть объектом сознания, не может быть описано, понято и оценено.

Сознание является нашим привычным способом бытия. Более того, мы относимся к этому способу как единственно возможному. Мы пытаемся его всячески улучшить, усовершенствовать, утончить, защитить его основу. Мы пытаемся из сознания сделать сверхсознание, и для этого практикуем всевозможные методы, техники, следуем школам, системам и учениям. Мы изучаем собственное сознание, но только в поверхностных функциональных областях. При этом вопрос о том, каким образом сознание соединяется для нас со словом «быть», мы обходим стороной. Вообще, уровень, на котором формируется наше «быть», мы обычно превращаем в некое табу. Этот уровень либо объявляют божественным, либо вообще игнорируют. И то и другое ведет к сохранению его в неизменном виде. И это естественная реакция, так как познание своего способа быть происходит за гранью психологической непрерывности, которую мы привыкли отождествлять с непрерывностью жизни вообще.

Возвращаясь к вашему вопросу, могу сказать, что «целостность восприятия» – это да, звучит красиво, но на деле мало кому интересно. В основном люди интересуются как раз усложнением «кусочности» восприятия. Поэтому все  психотехники основаны на различных формах концентрации и усилия, даже если они декларируют обратное. Но красота и сила целостности состоит в том, что она не от техник и не от усилий. Она не рождается в озабоченности, в концентрации, в сопротивлении. Ее невозможно обрести в результате борьбы или жертвы. Она не от нашего «я» и, значит, не от всего того, что «я» может практиковать.

Озвучивалось и не раз: новое восприятие, другой  способ, другие возможности — все это возможно  только тогда, когда мы отбрасываем все старое. Импульсом к этому является жажда познания. Это так, но вот если по-честному (люди всего лишь люди) — все равно исходной точкой в той или иной мере является желание изменить себя в лучшего или другого себя. Это я к тому, что изначально как бы присутствует искажение: опора на модель, желание. По мере работы что-то отпадает, но появляются другие маячки, и по сути та же схема запускается снова. То есть, ложный старт предполагает ложное движение в целом?

Проблема в том, что вы хотите обрести «новый способ» как некий бонус, заплатив за него чем-то другим. Вы хотите волшебную палочку, которая решит ваши проблемы. Вам нужен инструмент, который позволит иметь ощущение полноты жизни, оставаясь при этом собой: застывшей раздробленной формой, противопоставленной всему живому. Любой шаг отсюда приводит лишь к усугублению этого состояния. Неужели это не очевидно?

Вот вы говорите, что начало начал – это отбрасывание всего старого. Это не совсем так. Старое невозможно «отбросить». Любые попытки это сделать требуют чего-то взамен. Мы готовы отбросить старую идеологию в замен новой, готовы признать ошибочность старых путей, уверившись в правильности нового направления. Но это совсем не то… Здесь нужна другая глубина. Иное приходит лишь в том случае, когда все старое имеет шанс завершиться добровольно, само по себе, без борьбы и усилий. Это значит, что усилия по продлеванию старого прекратились: никто ни с чем не борется, но и не тянет за уши что-либо из прошлого. Нужно создать в себе такие условия, при которых все, абсолютно все, из чего вы психологически состоите, имеет полное право в любой момент перестать существовать. И при этом вы никак не вмешиваетесь в этот процесс. Вот это и можно считать первым шагом. Поэтому, вместо того, чтобы что-то отбрасывать, лучше проведите пару минут своей жизни в гармонии и покое. В них вы познаете намного больше, чем в этой бесконечной беготне за собственным хвостом.

Вопрос о воле. В контексте того, чем ты занимаешься: без концентрации, без усилия, без опоры на известное — что для тебя воля? В процессе самой работы волевой компонент все же присутствует. Хотя бы для того, чтобы продолжать само исследование, скажем так, не выпадать. Ригидность нашего мышления очевидна…

Воля – это инструмент, при помощи которого мы противопоставляем себя жизни. А потом, зайдя в этом противостоянии слишком далеко, мы при помощи той же самой воли пытаемся сдвинуться в обратном направлении и «не выпадать». Но для того, чтобы «не выпадать» воля как раз не нужна. Она нужна для удержания постоянства себя, для продолжения себя в форме мышления, сознания, личности и всего того, что имеет постоянную форму. Мы мертвой хваткой держимся за себя посредством воли, не давая движению жизни разрушить нашу непрерывность. Суметь отпустить волевую фиксацию на уровне постоянства своего «я» – это и есть первый шаг к иному. Но мы никогда не отпускаем этот стержень. Вместо этого лишь напрягаемся или, наоборот, раскисаем, что по сути одно и то же. А ведь даже малейшее ослабление внутренней волевой фиксации приводит к колоссальному всплеску энергии, которая ранее затрачивалась на продолжение себя в неизменной форме. Прекращение волевого давления не имеет ничего общего с вялостью или апатией. Они то как раз и являются симптомами жесточайшей внутренней фиксации, которая блокирует всю свободную энергию, не оставляя ресурсов даже на поддержание элементарной бодрости и тонуса.

Все сейчас только и говорят о теле, осознанной работе с телом, развитии осознания в работе с телом… Целая wellness культура по осознанной работе с телом появилась. Озвучь, пожалуйста — тело как живой организм: насколько мы можем осознать, прочувствовать, что есть тело? При всем нашем ограниченном способе восприятия.

На базе любой разумной идеи рано или поздно развивается какая-то культура. Она полностью извращает первоначальную идею, превращая ее в свою противоположность. Такая культура противопоставляет себя всем остальным культурам, а те, в свою очередь, проявляют ответное неприятие. Так ведут себя нации, религии, философские школы, секты и учения разного толка, ну и т.п.   Я особо не слежу за вечным движением этого взаимного неприятия, поэтому в подобных вопросах совершенно не информирован, и не могу ничего сказать «на злобу дня».

А вот по поводу тела могу сказать следующее. Наш образ жизни и способ действия разрушителен для тела. Любая форма конфликта блокирует естественное движение жизни в теле. Насилие и конфликт – это наш мир, наше «я», поэтому мы и имеем тело с хронически нарушенной энергетикой, затертое, задушенное, вынужденное постоянно приспосабливаться к нашим прихотям. Здоровый образ жизни и физические нагрузки необходимы как небольшая компенсация всего того, что мы делаем со своим организмом. Хорошо, когда занятия йогой или просто ОФП не нагружены идеологией и эзотерикой. Глубокая, но мягкая тренировка, включающая сбалансированное мышечное напряжение и расслабление – это как желанный глоток для нашего тела. Обидно, когда люди не ценят это и пытаются в занятиях йогой выдавить из тела определенные ощущения и состояния, или в занятиях спортом направлены на формирование эффектной внешности. Такие подходы сводят к минимуму гармонизирующий эффект занятий. Но даже если это просто тренировки, мягкие и глубокие, без рекордов и достижений, это не решает проблему  в корне. И никогда не решит до тех пор, пока конфликт остается средой нашего обитания.

Тело обладает колоссальной энергией. Как известно, трава может пробиться сквозь асфальт, и происходит это не благодаря воле и усилиям, а как результат действия энергии жизни, сила которой позволяет хрупкому и уязвимому стеблю пробиться сквозь жесткую корку асфальта. Эта энергия пребывает в непрерывном движении, и потому она разрушительна для всего старого и костного. Держась за психологическое постоянство самих себя, мы вынуждены защищаться и блокировать свободное движение этой энергии в теле. Высвобождение этой энергии – в прекращении борьбы и фиксации. Здесь не нужны никакие хитрости, трюки и техники. Просто нужно разрешить всему живому разрушить в себе все мертвое, даже если в центре мертвого находится ваше «я». А дальше сама эта энергия все сделает правильно.

Предположим, происходит некая наработка чувствительности, и на каком-то этапе просто не хватает энергии. Это происходит довольно часто, и мы едем на ритрит, и там сержант)) указывает четко на наши недостатки. Помощь именно такого рода необходима — хотя бы для того, чтобы увидеть те подпорки, которые ты успел себе подставить. До каких пор необходима внешняя корректировка, наступает ли вообще момент, когда клиента можно отпустить в свободное плавание – он справится сам?

Внешняя корректировка – это игла, на которой мы сидим с детства. Мы сами – продукты внешней корректировки. И теперь вы хотите получить «правильную» корректировку и спрашиваете, когда наступит свободное плавание. Свободное плавание наступило с рождением, и его невозможно отменить  никакими корректировками. Смысл наших встреч, этих «ритритов», ни в коем случае не в корректировках и не в «сержантах». Свобода не рождается в муштре и тренировках. Там, где есть подавление и конфликт нет жизни, нет красоты. Начало свободы – это полная беззащитность перед реальностью. Поэтому чем меньше у вас ожиданий, тем больше всего неожиданного может с вами произойти, в том числе, в процессе наших встреч.

«Наработки» и «недостатки», о которых вы говорите – это лишь ваши собственные мифы. Ваш способ развлечь себя, обнадежить и отложить на завтра то, что можно вообще не делать. Все это варианты проявления озабоченности собой, которая имеет более глубокие корни, чем может показаться на первый взгляд. Полное и безоговорочное раскрытие этих корней ведет к цепной реакции, к внутреннему взрыву. Мы же постоянно отвлекаем себя всевозможными практиками, проблемами, неудачами и другой суетой, смысл которой сводится лишь к одному: ни при каких условиях не дать себе заметить очевидного.

После твоих мероприятий сталкиваешься с тем, что результат бывает весьма неожиданным. Неожиданным глобально)… Размывание какое-то в непредсказуемую сторону, именно не аморфное размазывание, а нечто другое по сути. Вот это накопление или, скорее, потеря — она имеет накопительный эффект в плане выравнивания, оздоровления нормальной структуры энергетики?

Ну почему вам обязательно нужно что-то накапливать, в чем-то прогрессировать? Почему всегда мало того, что есть сейчас? Поймите, что в этом и есть наша основная проблема. Мы всегда воспринимаем этот день и час как некую инвестицию в будущее. Будущее интересует нас гораздо больше настоящего. Поэтому мы не способны видеть красоту настоящего. Красота приходит тогда, когда больше ничего не нужно, когда вам вообще не требуется будущее. Только в этом случае красота может раскрыться и полностью разрушить вас, тем самым возродив вас к жизни.

На наших мероприятиях происходит нечто. Это нечто имеет отношение только к тому моменту, в котором оно происходит. Оно не требует продолжения и прогресса. Оно целостно в полноте происходящего. Некое продолжение может развиться из этого. Но ни в коем случае не как результат культивирования и целенаправленных усилий. Продолжение возможно как рост растения из семени: стебель разрушает форму семени, вырастая из него. Все это происходит естественно и не является предметом прогресса, а также гордости и страха, тесно связанных с ним.

Что такое конфликт (не важно, внутренний или внешний) с точки зрения энергетики?

Любой конфликт всегда внутренний. В его основе противопоставление желаемого и действительного. Это противопоставление отсекает нас от действительного, и действительное не может раскрыться сквозь нас во всей своей полноте. В итоге у нас остается только желаемое и некая внешняя давящая сила, которую мы не понимаем и от которой все время пытаемся защититься. В прекращении противопоставления завершение всех конфликтов. Желаемое должно отпустить нас, и тогда действительное начинает совершаться через нас. Но это невозможно через отречение, подавление и сдерживание.

Конфликт – это данность, это наша жизнь. Гармония не в противопоставлении конфликту, а в полном принятии его данности. Тогда конфликт разрешается через нас, через наши мозги, через наше тело. Но мы никогда не позволяем этому случиться, так как никогда не отпускаем контроль над всем этим, поэтому накопленное внутреннее напряжение не имеет выхода.

Корни конфликта в том, о чем мы уже говорили – будущее для нас важнее настоящего. Нам необходимо время как инструмент продолжения опыта, продолжения структуры нашего «я». В этом натужном продолжении таится глубокое насилие над жизнью. Прекращение этого насилия избавляет нас от необходимости иметь будущее, от потребности проталкивать себя в следующий момент. Тогда в полном ненасилии и принятии настоящее обрушивается на нас всей своей сокрушительной мощью, всей своей красотой и нежностью. И только тогда вы ощущаете невыразимую полноту, самодостаточность и «настоящесть» происходящего.

Вот вы говорили о развитии чувствительности, но понимаете это как жадное желание иметь больше ощущений, больше опыта. Вы пытаетесь развивать то, в чем можете продолжаться. А ведь все это прямо противоположно чувствительности. Чувствительность — это особая восприимчивость, которая возможна лишь в полной беззащитности, в полном и разрушительном впускании в себя данности настоящего момента. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда вам этого момента полностью достаточно, когда не требуется следующей минуты для того, чтобы быть. Это значит остаться наедине с тем, что есть: без мнения, без желания, без чего бы то ни было вне этого момента. Это и есть познание, и оно стирает ложь во всех формах и проявлениях. Это познание сметает все наши надуманные опоры и ориентиры. И это, заметьте, происходит не по вашему желанию или воле, а вопреки им. А точнее, в полной свободе от желания и воли.

Что ты можешь сказать о самом процессе трансформации? Что это  в твоем контексте?

Обычно мы склонны думать, что продолжение жизни – это сохранение формы. Но это лишь привычное мнение, вне которого все как раз наоборот. Продолжение жизни в разрушении формы, в непрерывном рождении нового и завершении старого. Желание – это сдерживание движения жизни во имя временной фиксации формы на определенном временном отрезке. Поэтому любая деятельность, идущая от желания и озабоченности, несет в себе насилие и конфликт. Развитие возможно вне насилия, а это значит, что все ложное должно быть оставлено без требования чего-то взамен. Река жизни подхватывает вас только тогда, когда вы оставляете ложный путь не потому, что где-то есть правильный, а потому что он ложный. Поэтому развитие и трансформация не от желаний и связанных с ними усилий. Единственное, что необходимо – это красота, безмолвие и беззащитность.

Прошло уже несколько ритритов нового формата, более продолжительных  по времени и с  более-менее подготовленными участниками. Это интересней и плодотворней? Ты будешь оставлять формат для новых участников, или процесс становится более специализированным?)))

Я стараюсь избегать широкой огласки этих мероприятий. На ритритах не происходит ничего такого, что можно было бы пропагандировать. То, что рождается в процессе этих встреч, невозможно описать или оценить. Этим невозможно обладать, и это нельзя унести с собой. Я понимаю, что это непривычно и не совсем понятно, поэтому я не заинтересован в активном расширении группы. Новые люди часто приезжают полные ожиданий, стремлений и озабоченности. Они не хотят освободиться от всего этого. Напротив, они жаждут реализовать это в новых ощущениях, новых знаниях, новых идеях. Они приезжают получать и присоединять к своему «я» новый опыт, новые атрибуты. Все это полностью блокирует в них чувство происходящего на ритрите, и я ничего не могу с этим сделать.

Невозможно силой освободить человека от суеты. И он сам при помощи собственной силы никогда не сможет освободиться. Суета может быть разрушена красотой заката, нежностью весенних листьев, пением птицы. Суету может разрушить чувство тела, рожденное не в усилиях и концентрации, а в полной беззащитности перед движением жизни без выбора и ожиданий. Это и есть чувствительность, то есть степень беззащитности перед силой настоящего момента.

Возвращаясь к участникам, хочу сказать, что дело даже не в том, новый это человек или нет. Подготовленность, опыт, количество ритритов, на которых вы побывали – все это не имеет никакого значения. Принципиально важными являются совсем другие вещи: чуткость, живость, восприимчивость, творчество и умение замечать красоту. Если эти качества присутствуют в человеке и требуют реализации, тогда есть возможность раскрыть их в групповом поле, пропустив через общий «коллайдер». Если же человек нацелен на другое, то все наше мероприятие будет для него потерей времени. Это касается любых участников, не зависимо от их «стажа».

Здесь есть еще один важный момент, о котором хотелось бы сказать. Человек привык жить собственными реакциями. В жизни мы постоянно встречаемся с проблемами, с трудными ситуациями. Приятные вещи тоже случаются с нами. Во всем этом для нас всегда важнее наша реакция, а не само событие, вызывающее ее. Реально существующий конфликт вызывает реакцию дискомфорта, а дискомфорт провоцирует наше бегство. Бегство выражается в том, что мы блокируем чувствительность, формируем мнение вопреки данности и живем этим мнением, а не реальным фактом. В отношении приятных моментов все то же самое: реакция удовольствия для нас важнее того, что ее вызывает, и мы живем этой реакцией, пытаясь продлить ее мыслью.

На ритрите происходит повышение чувствительности независимо от вашего желания и усилий. Как мы уже говорили, чувствительность – это беззащитность, обнаженность перед происходящим. Это значит, что мы заново и во всей полноте встречаемся со всем тем, что привыкли игнорировать, от чего привыкли бежать. Это может быть красота и всепоглощающая радость бытия, а может быть и тотальная ясность всего ужаса, который несет в себе наш образ жизни. И это неизбежно вызывает определенную реакцию в сознании. Если эта реакция для вас важнее происходящего, это спровоцирует лишь новый контур движения озабоченности собой. Вы окунетесь в уныние или, наоборот, будете кайфовать. И все это до тех пор, пока привычный уровень чувствительности не восстановится и не вытеснит все это за границы вашей субъективной жизни. Если же ваши реакции не имеют для вас особой ценности, и вы не пытаетесь их продлить или, наоборот, заблокировать, то обостренное видение, которое их вызывает, проникает глубоко внутрь вас и взрывает вас изнутри. Взрывает не эмоционально, а полной ясностью происходящего, которая разрушает расстояние между вами и тем, что вы видите. И если речь идет о конфликте, он полностью завершается в этом взрыве.

Таким образом, если для участника ритрита собственные реакции важнее того, что их вызывает, то эффектом от ритрита будет лишь повышенная эмоциональная возбудимость, которая, к счастью, со временем вернется на свой нормальный уровень. Если же ценность происходящего – в самом происходящем, а не в реакциях на него, то есть шанс, что какая-то часть того, что мы тянем за собой по жизни, сможет добровольно и окончательно завершиться, ничего не оставив вместо себя. В этом завершении рождение новой жизни. И она будет прорастать и развиваться, заставляя вас замечать то, чего вы раньше не замечали, не взирая на ваши мнения и желания.

Беседовала Ирина Берсенёва

Фото из архива Дениса Зикеева

Оформление: Юлия Гаевская

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


К записи оставлено 10 коммент.

Денис — самый честный и бескомпромиссный учитель из всех, кого я знаю. Он мне дал то, что не смог дать никто. Я ему безмерно, безмерно благодарна… Впрочем, он это и так знает )))

присоединяюсь

Прекрасная статья. Благодарю

Вот к примеру — «1.Обычно мы склонны думать, что продолжение жизни – это сохранение формы.((вопросов нет))2. Но это лишь привычное мнение, вне которого все как раз наоборот.((понятно, вопросов нет)) 3.Продолжение жизни в разрушении формы, в непрерывном рождении нового и завершении старого.((без проблем, пример с травой и асфальтом)) Желание – это сдерживание движения жизни во имя временной фиксации формы на определенном временном отрезке.((Желание ростка расти -ничего он не фиксирует, наоборот)) Поэтому любая деятельность, идущая от желания и озабоченности, несет в себе насилие и конфликт.((это уже капец — понятно))»И так, Денис у тебя всё!Верно, верно,более-менее-капец.РАЗ!!любая деятельность от желания несет насиле т.д.»твои слова — Желаемое должно отпустить нас, и тогда действительное начинает совершаться через нас. Но это невозможно через отречение, подавление и сдерживание.» ТОГДА — хочешь позвонить маме — не звони.Желаешь позвонить и увидеть девушку — отпусти это желание :) ) Желаешь организовать ритрит — пусть это тебя отпустит — и действительное начнет совершаться(кто-то другой организует уже что-то другое).Так это только был 1 абзац над фотографией. Незнаю, Денис..Если ты о других желаниях говоришь, о пагубных-так в рассуждении это должно звучать, а не сам по себе додумывай.Раз ты хочешь просвещать массы — так пусть твои слова будут однозначны и точны, без вольнотрактовок!!

Кому-то «дал», у кого-то «отнял» :-) — субъективная временная оценка. Но что-то остается вне этого всего.

Олеся, желание позвонить маме, или поесть, например, — это естественные, конкретные, реальные, практические желания, из которых и состоит жизнь. Здесь речь идет, думаю, о желаниях надуманных, абрстактных, которые никак не связаны с настоящей действительностью.

Олеся, ты все правильно поняла: речь идет о полной свободе от любой формы желания. Без исключения. Другое дело, что ты не можешь представить себе действие, активность, не связанные с желанием. Поэтому даже росток у тебя «хочет» расти. Если ты не чувствуешь то, о чем я говорю, лучше отбрось это. Нет смысла тратить время на то, чтобы притянуть это к собственному пониманию. Эта статья — не лозунг, не трактат. Она всего лишь может зародить в ком-то определенное чувство. Но если оно не рождается — не страшно. Наверно оно должно прийти к тебе другим путем.

Денис, спасибо за статью. Всегда с удовольствием читаю. Но, к сожалению, ощущаю все о чем ты говоришь только в момент прочтения… Я все вроде понимаю, о чем ты говоришь, но не могу запомнить эти ощущения… (это так, крик души :) Спасибо, еще раз. За то, что можешь всё это облачать в слова.

Олеся, я думаю, то, что хочет передать Денис, слишком плохо поддается оформлению в слова. Потому что, речь предназначена как раз для фиксации, оценки, сравнения и обеспечения прогресса. Слова — инструмент самосовершенствующегося сознания. К тому же, за одним и тем же словом могут скрываться разные явления. Другого инструмента в данном случае нет, и приходится использовать этот. Но Денис делает это так, чтобы другие могли читать и понимать его не чисто логически, не только из сознания, но и сердцем. Попробуй просто почитать интервью без внутренней цензуры, а с полным доверием. Без страха ввестись в заблуждение и стать жертвой внушения, но и без желания :) вынести из этого текста что-то ценное. Примерно так, как ты слушаешь лучшую подругу, которая делится с тобой сокровенным.

Это настолько офигенная статья, что словами не выразить.



Оставить комментарий или два

RSS

rss

Подпишитесь на RSS для получения обновлений.