Еще раз о Вин Чун

Довольно часто я слышу вопрос:

 – А приходилось ли Вам применять Вин Чун на практике? Приходилось ли драться?

Вопрос меня не удивляет, потому, что многие люди считают, что восточные единоборства утрачивают свое практическое значение и   превращаются в декоративное искусство.  И это действительно так!  Как правило, традиционные восточные единоборства окончательно оформились сотни лет назад. Но ведь все в мире изменчиво, все находится в развитии. В том числе и манера боя. Посмотрите на европейский бокс. В прикладную систему он оформился в середине 19 века, но уже сегодня совершенно изменил свою двигательную пластику. Боксеры сегодня двигаются и боксируют совсем не так, как 150 лет назад.

То же самое относительно единоборств восточных. Те из них, что развиваются – достойно отстаивают наименование «боевых». Те же, которые законсервировались в своем времени,  превратились в ту или иную форму боевой гимнастики.

Если говорить о Вин Чун — том стиле единоборств Китая, которым занимаюсь я, картина будет  той же. Тут все зависит от подхода тренера, инструктора школы, его методики преподавания, и самое главное «глубокого и творческого осмысления стиля».  Можно догматически повторять традиционные движения, не мысля  критически  и без творческого развития.  А можно совсем иначе. Это зависит от инструктора, который преподает и развивает данное направление. Таким образом, мы можем видеть примеры Вин Чун, как системы формальных упражнений и формальных поединков, но так же видеть другой Вин Чун – практический, контактный, адекватный реальной боевой ситуации.

Это проблема всех восточных единоборств – догматика и дефицит творчески мыслящих и  опытных инструкторов. Поэтому не удивляйтесь, когда вы можете видеть одновременно и беспомощность Вин Чун и толковую боевую систему. Есть множество субъективных факторов, которые дают вполне объективное наполнение данному направлению Ушу.

Вернемся к вопросу.  Да, мне приходилось участвовать в реальных драках. И именно это позволило мне накопить ценный опыт, который я как инструктор Вин Чун могу использовать для критического и творческого осмысления того, чем я занимаюсь.  Кроме того, это научило меня критическому отношению, в первую очередь к себе, постоянному переосмыслению и проработке навыков и знаний, уже приобретенных в единоборствах. Критическое отношение к себе дает трезвый взгляд на вещи  позволяет избавиться от иллюзий, которые постоянно возникают у каждого человека. Это очень важно.

Когда я начал заниматься единоборствами, у меня была тривиальная цель – научиться драться. Я не хотел, чтобы оказавшись в ситуации, когда кто-то стремиться меня унизить, или угрожает мне насилием я не смог бы защитить себя или своих друзей.  Я до сих пор считаю, что уметь постоять за себя это очень важно. Но сила накладывает еще и определенные моральные обязательства. Должна, по крайней мере. В этом я убежден.  И если, получив навыки человек, преступает черту то он подонок.  Ты сам должен чувствовать грани дозволенного, чувствовать ситуацию. Иначе твои победы не сделают тебе чести.  Если ты тренируешься, тренируй не только мышцы, силу и скорость удара, технику передвижений…  Тренируй совесть.  Вырабатывай внутренний стержень. То, что называется характером, силой духа. А истинная сила и величие духа в понимании разницы между гранями допустимого, гранями между добром и злом.  Это на самом деле главное. Можно не уметь драться, но быть настоящим мужчиной, который в любой ситуации найдет именно ту  грань поведения, которая необходима для принятия правильного решения.

Это касается не только мужчин, но и женщин. Ведь единоборства это не только и  не столько самооборона. Это тренировка духа. А это важнее, чем  банальная драка. Кроме того, единоборства, в частности Вин Чун — это прекрасное средство  уравновесить свои эмоции, ощутить внутреннюю гармонию и красоту, как это ни парадоксально. Это хорошая тренировка тела, это красивая пластика… Так что все могут получить что то свое и мужчины и женщины. Кстати замечу, что по легенде стиль Вин Чун был создан монахиней, женщиной и развит девушкой, в честь которой его и назвали Вин Чун, Вечная Весна.  Но еще раз подчеркну, получите то, что ищете. Ведь клинок ножа может быть произведением искусства, радовать глаз своими безупречными линиями и оплеткой рукояти, но при необходимости им просто можно резать скот.

То касается меня и моего собственного опыта, то я прибегаю к насилию крайне редко, только тогда, когда ситуация не оставляет выбора.  Большинство ситуаций можно разрешить словами. Это тоже боевое искусство. Недаром знаменитую «Книгу пяти колец»   Миямото Мусаси рекомендуют для чтения тем, кто интересуется стратегией переговоров, хотя это трактат по фехтованию. Стараться избегать конфликтов или решать их мирно, прибегая к драке лишь в крайних случаях, это та линия поведения, которой я стремлюсь придерживаться сам и учу своих учеников. Есть ряд исключений из этого правила. Это когда затронута честь и есть опасность для здоровья и жизни. Во всех остальных случаях только мирные средства. Но если драки не избежать – бейте первыми. И запомните лучше быть избитым, чем уронить собственное достоинство. Не бойтесь проиграть. Бойтесь потерять лицо, как говорили самураи.

Занятия единоборствами накладывают отпечаток на все сферы жизни человека, который занимается ими всерьез. В молодости я старался жить по очень жесткой схеме, которую выработал исходя из своих представлений о воинском пути. Однако со временем я понял что ограничения, как и излишества это оборотные стороны одной и той же медали – крайности. Сейчас я перестал думать о глупостях и строить схемы. Я живу полной жизнью человека, которому не чуждо ничего человеческого. Я не впадаю в крайности, я стараюсь найти равновесие и гармонизировать стороны и противоречия. Это интересно, это процесс  творческий. Я придерживаюсь режима дня, режима тренировок, но не делаю из этого бог весть что, страх и ужас, догму. Не надо нервничать, если в системе происходит сбой. Отдохните, переключитесь на другое.  Потом вернитесь и закончите начатое. А может быть вы поймете, что это нечто и не стоит дальнейших усилий. Это гибкий подход. Те из вас, кто ожидает от меня конкретных советов: можно ли пить вино, или нет, есть мясо или быть вегетарианцем, заниматься сексом или воздерживаться, верить в бога или предпочитать материалистическое миропознание   будут разочарованы – мне нечего вам посоветовать.  Каждый ищет ответы сам. В этом смысл жизни. В малом и великом. Найти ответы.

Мой личный опыт говорит мне о том, чтобы избегать крайностей, ибо в них глупость.

Бой Вин Чун с оружием

Обращайтесь к истокам, черпайте опыт из жизни во всем ее многообразии. Познавайте себя в мире и мир в себе. Мои занятия Вин Чун это часть моего самопознания и поиска ответов. В этом для меня непреходящая ценность данного восточного единоборства в меняющемся современном мире, где многое теряет ценность.

(с) Сергей Владимирович Шевченко

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:


К записи оставлено 3 коммент.

спасибо! класс!

Хорошая статья. Полностью согласен — нужно найти гармонию. У каждого своя мера.

спасибо за статью. Очень помогла)



Оставить комментарий или два

RSS

rss

Подпишитесь на RSS для получения обновлений.