Эмоция как механизм обратной связи

Как формирование эмоций влияют на нас.Человек живет в мире эмоций. Эмоция – это та цель и то средство, которые приводят в движение жизнь индивида. Чтобы полнее раскрыть эту мысль, стоит рассмотреть механизм образования и реализации эмоций. С биологической точки зрения эмоция обеспечивает отторжение или притяжение (поиск) организмом той или иной ситуации или объекта, влияющих на выживание. Эмоция – это способ связи организма с окружающей средой, при том, связи реактивной. Она включает в себя опознание нервной системой раздражителя как желательного или нежелательного и его эмоциональное индексирование, которое переходит в реакцию на уровне всей целостности организма. В рефлекторной дуге эмоциональный фактор дает организму обратную связь. Эти эмоциональные факторы всегда биполярны – да или нет, а обратная связь уже устанавливается с учетом спецификации, в зависимости от активного рефлекса. Так, например, при угрозе внешнего повреждения организм реагирует страхом и, как следствие, напряжением скелетных мышц, а если в пищеварительную систему попадает что-то не съедобное, то возникает реакция отвращения и напрягается мускулатура органов пищеварения. Эти реакции по форме своей различны, но для обеих характерно отрицательное эмоциональное напряжение, попытка избежать вреда и сохранить целостность.

Чем сложнее устроен организм, чем больше в нем функциональных систем (1) и подсистем, тем большее поле для модификаций получает эмоция, двунаправленная по сути, но бесконечно изменчивая по форме. Усложнение эмоционального мира организма связано также и со способностью образовывать условнорефлекторные связи.  При формировании рефлекса в несколько порядков (2) различные эмоциональные факторы и вызываемые ими состояния накладываются друг на друга и могут образовывать связи уже непосредственно между собой, т. е. конденсируются и запоминаются сложными блоками. Тем не менее, для того, чтобы актуализировать такой сложный блок достаточно очень простого раздражителя. Блок этот имеет, как бы много входов, каждый вход – это связь с потенциальным раздражителем, который по форме может быть разный, но эмоцию будет вызывать одну и ту же.

Итак, эмоциональное поле присутствует перманентно, и, становясь то более напряженным то более разреженным, сообщает организму об эффективности его деятельности, т.е. выполняет оценочную функцию.

Перейдем к специфически человеческой форме психики, для которой характерно формирование условных рефлексов на образы памяти и воображения, т. е. на собственные продукты. Естественно, все это рефлекторное реагирование сопровождается эмоциональным напряжением. Любая форма деятельности, будь она бурной или монотонной, коллективной или индивидуальной, любая ситуация в бодрствующем сознании неизбежно имеет ту или иную эмоциональную окраску. Именно благодаря этому человек может обращать внимание на явления и объекты и, следовательно, их запоминать. Можно сказать, что эмоция – это микро-мотивация. Поэтому мышление неразрывно связано с эмоцией, оно подкрепляется эмоцией. Кроме того, в процессе мышления с большой скоростью комбинируются и совмещаются различные образы (стимулы) и, следовательно, формируются причудливые формы эмоционального напряжения той или иной силы. Эмоциональное напряжение в процессе мышления – это с одной стороны необходимый фактор осуществления этого процесса, обеспечивающий связь операционной и аппаратной части (организма и сознания), а с другой – это реальные энергетические процессы, которые тоже можно зафиксировать в памяти в виде образа. Такая фиксация сложных эмоциональных напряжений позволяет конденсировать опыт и быстро оперировать сложными и объемными массивами информации.  В частности, таким конгломератом, как чувство «я», которое является конденсатом самого значимого опыта, неизбежно связанного со всем имеющимся в памяти опытом, как актуальным, так и потенциально сознательным, как доступным для восприятия, так и вытесненным. Изменение актуализации этого опыта в быту называется изменением настроения.

Чувство «я» меняется в ходе жизни, но чем старше человек, тем стабильнее его самоощущение. По всей видимости, это связано с тем, что сфера эмоциональных отношений с окружающим миром требует все большей и большей определенности, иначе невозможно будет эффективно и быстро оценивать поступающие раздражители. Поэтому, богатое, но аморфное эмоциональное поле имеет более низкую адаптационную ценность по сравнению с более бедным, но хорошо синхронизированным и однозначным, в котором быстро присваиваются индексы. Человек стремится стабилизировать свое эмоциональное поле, чтобы сделать его более эффективным и делает его все более и более закрытым для факторов, которые могут его разбалансировать.  Таким фактором в первую очередь может стать сомнение в эмоциональной оценке, но еще более дезорганизующим фактором будет сомнение в самом механизме присвоения оценок. Неопределенность эмоциональной оценки разворачивается внутри эмоционального поля не меняя его качественно, но создавая напряженность. Эта напряженность может привести к тому, что в поисках избавления от напряжения будет воспринят сам механизм оценивания, т.е. само эмоциональное поле. При таком восприятии эмоциональные отношения и оценки теряют свое качество окончательности и перестают играть для организма роль априорных опор, угроза разрушения которых приводит к панике и дезадаптации.

Восприятие эмоциональной напряженности не из эмоционального поля возможно только наряду с восприятием что мы переживаем в состоянии  эмоциональной напряженности неэмоционального объема ощущений. В таком случае неизбежно будет воспринята и та система эмоциональных отношений и оценок, которая генерирует напряжение посредством условнорефлекторных связей.  Связи эти выражены в физиологических реакциях, т. е. в конкретных действиях. Эмоциональное напряжение, присущее действию, стремиться к экспансии всех психических процессов; эмоция стремиться замкнуть внимание, восприятие, мышление внутри себя и задействовать эти процессы для соотношения того что есть с тем, что должно быть, с результатом. Таким образом, воспринимается не то, что есть, а соотношение между тем что есть и тем, что должно быть. Восприятие того, что есть, т.е. действий или физиологических реакции в полном объеме, возможно лишь при существовании наряду с эмоциональным восприятием неэмоционального восприятия. Это неэмоциональное восприятие открывает замкнутую систему эмоциональных отношений и может присоединять к ней новые эмоции, но и эти новые эмоции принципиально не могут быть связаны с неэмоциональным восприятием.

Сам факт открытия эмоциональной сферы снимает напряжение и позволяет изучать ее устройство. Если же человек воспринимает основываясь только на  эмоциональных оценках: пользы или вреда, желаемого или избегаемого, приятного или неприятного, опасного или нейтрального, лишнего или необходимого и т. д., то он осознает те маршруты и их финалы, которые образую данную эмоциональную реакцию, перебирает и комбинирует их чтобы повысить КПД, в то время как телесные реакции делают этот процесс возможным, обеспечивают его, но не осознаются, как не осознается водителем автомобиля движение коленвала или любое другое механическое движение машины. Так происходит, когда осознавание ограничено эмоциональной сферой. Если же оно распространяется за ее пределы, то осознается все сразу – и автомобиль, и водитель и дорога и отношения между ними, все это предстает в виде единого ощущения, единого движения. Все ощущения и действия, которые могут быть восприняты в качестве составных частей этого единого движения всегда будут обусловлены точкой зрения и будут составлять определенную структуру. А если есть структура, то есть отношения между элементами структуры, это могут быть отношения со сложной иерархией или самые простые, однако необходимые для существования данной структуры, отношения. В отношениях выражено предназначение структуры. А следовательно все отношения между ее элементами должны оцениваться с точки зрения предназначения структуры как желательные, нежелательные и нейтральные, фундаментальные и второстепенные и т. д.

Существует возможность воспринимать, осознавать вне точки зрения и предназначения, ощущать динамику, в которой нет основного и второстепенного, положительного и отрицательного, быть единым, целостным движением, в котором все отношения между элементами структуры равны. Равны не значит однообразны, пусты, незначительны, а значит что в равной степени видна их функциональная обусловленность частной, субъективной целью.  Динамика вне точки зрения, вне создания и разрешения эмоционального напряжения представляет собой в чистом виде изучение, эксперимент без гипотезы. Основная интрига состоит в том,  что нигде нет и не может быть закона или правила, в котором описывалась бы или хоть как-то упоминалась целесообразность этого движения, потому что для существования такого закона он должен быть вынесен за пределы этого движения, как точка зрения, учитывающая предназначение, траекторию, а это априори невозможно

Вышеописанное не просто абстрактная механистическая информация, а факты, непосредственно касающиеся человеческой жизни, всех ее радостей и страданий. Факты эти свидетельствуют о том, что жизнь – это безжалостный эксперимент, не принимать участие в котором невозможно.

1) Функциональная система — по П.К.Анохину — комплекс избирательно извлеченных компонентов организма, взаимодействия и взаимоотношения которых ориентированы на получение фокусированного полезного результата. (www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RUztq.outgr;t:l!xoxyls:!P0uK0uAtu)otg)

2) Различают условные рефлексы первого, второго, третьего и т. д. порядка. Когда условный стимул подкрепляется безусловным, то образуется условный рефлекс первого порядка. Условный рефлекс второго порядка образуется в том случае, если условный стимул подкрепляется условным раздражителем, на который ранее был выработан условный рефлекс. (Википедия)

(с) Лена Загробская

Фото: Юлия Гаевская

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:




Оставить комментарий или два

RSS

rss

Подпишитесь на RSS для получения обновлений.