Беседа с Павлом Богачевским часть 2

маленький принц картинки- На рынке на сегодняшний день существует масса школ йоги, которые предлагают обилие техник и практик… Есть ли какой-то смысл давать техники? Не правильнее было бы поделиться принципами на которых построены техники? Зачем тянуть и закручивать себя в узлы не понимая сути…  

Если речь о йоге, то, насколько я могу судить, догадываться, тут главный принцип – это раскрыть «я» человека для него самого. Тут всё зависит от того, кто взялся давать техники. Сам руководитель школы, учитель, наверное, должен обладать пониманием того, что он делает – т.е. знанием и опытом.  Поделиться принципами, показать принцип, растущий из самого человека, как я понимаю, – это и есть то, что называют «передать техники». Если принципами не делятся, то никаких техник не передают –  на лицо отсутствие понимания у практикующего, а значит – практика всё так же является внешней для него.  Поэтому йога исторически – это традиция, а в традицию нужен вход, посвящение, что налагает специфическую ответственность, но и позволяет открывать все принципы в себе. Во что посвящают современные школы йоги — я не знаю, а быть может, и что вполне вероятно, я просто не смог в этом разобраться.

- Случается, что человек начинает систематически практиковать йогу и после недолгой эйфории обнаруживает себя в интересной ситуации: становится трудно сохранять вовлеченность, многие привычные действия трудно продолжать делать, все становится пресным, приходится не участвовать в жизни, а изображать участие… Как Ты можешь прокомментировать такой поворот событий? Что произошло? Куда двигаться дальше? При том, что ни сил, ни мотивации ни на какое движение просто нет…

Ну, человек попал в серый йогический мешок. В него попадают, наверное, много практиков современной пост-советской йоги, сами не понимая, что произошло. Интерпретаций этому явлению масса. Кто-то видит в этом прогресс практики, кто-то – негативный эффект занятий непонятно чем, непонятно у кого, кто-то это болотце выдает за вожделенную отрешенность, а кто-то считает просто следствием длительной игры в «хорошо-плохо» и идею «я-йог».  Тело же это состояние однозначно интерпретирует как негативное. Свет уходит из жизни, радость, энергия, мозги зацикливаются на йоге, тренироваться и тянет, с одной стороны, а с другой – тошнит и человек просто по инерции интересуется тем, чем интересовался последнее время. Вокруг оказывается неприятная пустота.

Что делать? Не знаю, но я уверен, что помощь приходит к тем, кто сознательно понимает, что с ним что-то не то.

Любой настоящий тупик несёт в себе что-то от смерти, а смерть тем характерна, что от неё не уйдешь, не избавишься, не отпрактикуешь, её нужно просто пережить, пройти сквозь неё, смирится перед ней полностью, вплоть до смерти. И вот, если прожив смерть, умерев, что-то в итоге остается, то это что-то и есть настоящий ты…

-  Паша, Ты говоришь: «я уверен, что помощь приходит к тем, кто сознательно понимает, что с ним что-то не то.» А если не приходит? А если не получается сдвинуться с мертвой точки? Перепробовал как бы всё, отчетливо видишь тупик, но не хватает ресурса… Почему не хватает?.. Можно более подробно?

Эээ, очень серьезные вопросы   Я вот многое хотел, было,  сказать, но не буду.  И дело тут не в деланном молчании, а в том, что настоящие тупики – это всегда индивидуальные встречи с самим собой и ещё чем-то, кем-то, кто в эти личные отношения не входит, но сталкивает нас со своими же стенами, возможно, для того, чтобы мы обнаружили в жизни что-то ещё. Любой настоящий тупик несёт в себе что-то от смерти, а смерть тем характерна, что от неё не уйдешь, не избавишься, не отпрактикуешь, её нужно просто пережить, пройти сквозь неё, смирится перед ней полностью, вплоть до смерти. И вот, если прожив смерть, умерев, что-то в итоге остается, то это что-то и есть настоящий ты, это уже не теряешь потом.

Человек боится оставаться пустым, есть такое. Тут я говорю не о той пустоте, которую, местами, испытывают некоторые йоги, не о серой безжизненной эмоциональной пустыне, а о той пустоте, которая остается, когда из сердца выходят такие вот представления о себе, фиксации, одержимости чем-то. Эта пустота иная, потому что она, сама по себе, — это жизнь, свет, радость – как в туалет сходить после тяжелого запора. Но люди боятся прокакаться…

- Паша, как за соц.маской, за всем тем что в нас прописано прочувствовать свою индивидуальность, если всё что получается прочувствовать — постоянная неудовлетворенность, ущербность и лузерство?..

Тяжелый вопрос  Кажется, нужен опыт, нужны тупики,  нужна жизнь.
Дело в том, что в вопросе кроется тьма кокетства. Если я прочувствовал свою неудовлетворенность, ущербность и лузерство, то их уже, считай, нет. Понимаете, тут в чём штука: если я что-то вижу в себе, значит, я уже этим не являюсь в полной мере. Если я вижу свою неудовлетворенность, значит я, как видящий, уже лишен её, но содержу её как бы в себе, в своем сердце, скажем так. Вот в православии, к примеру, есть покаяние. Исповедать грех можно только признав его наличие в себе, увидев его, обнаружив. Поэтому иногда йоги, к слову сказать, так не любят заповеди – они обличают конкретные грехи, но человек не хочет с ними прощаться и старается спрятать их в сердце, оправдывая на более поверхностном уровне своё поведение разными факторами. Сам же факт признания, обнаружения, уже порождает почву для устранения этой структуры из человека. Так и со всеми представлениями о себе. Главное – это искренность признания, а затем сознательность, для того, чтобы не играть в старые игры.

Ещё человек боится оставаться пустым, есть такое. Тут я говорю не о той пустоте, которую, местами, испытывают некоторые йоги, не о серой безжизненной эмоциональной пустыне, а о той пустоте, которая остается, когда из сердца выходят такие вот представления о себе, фиксации, одержимости чем-то. Эта пустота иная, потому что она, сама по себе, — это жизнь, свет, радость – как в туалет сходить после тяжелого запора. Но люди боятся прокакаться, потому что им кажется, что тогда они будут пусты. Но, как мне кажется, хороший жизненный тупик прокакает каждого J Хотя, откуда мне знать?

- С чем Ты сам сейчас работаешь? Какие ставишь цели?

Я работаю над воплощение идеи ремонта квартиры, где мы живем, над благоденствием семьи и здоровьем близких, а так же — над скромной научной работой в университете.

- Как на сегодняшний день в твоей практике соотносится работа с сознанием и телом?

Физкультурой йогов я не занимаюсь около двух лет. Ни в каком виде. Наверное,  даже складки я уже не сделаю качественно   Никаких цигунов, никаких медитаций. Вообще никак, если честно, не работаю с телом и сознанием. Осознание или есть, или его нет. Когда осознание есть – всё остальное работает само собой – чистишь картошку, на базар пошёл, в маршрутку сел. Тело при этом воспринимается в сознании, но не сознание в теле, меняется сам способ внимания. Когда осознания нет – что не делай, а всё впустую. Сознание запускается просто вспоминанием себя. Это целостное ощущение: переживание ментальное, чувственное и телесное.

Заключительная часть интервью с Павлом Богачевским

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:




Оставить комментарий или два

RSS

rss

Подпишитесь на RSS для получения обновлений.